1 2 3 4 5 6

В 1918 году писатель вступил в члены Коммунистической партии, работал в. Белорусском национальном комиссариате, издавал первую советскую - белорусскую газету «Дзянница». После провозглашения 1 января 1919 года БССР Тишка Гартный был избран, председателем Временного революционного  рабоче-крестьянского правительства Белоруссии.

В период гражданской войны писатель работал в штабе 12-й армии, в политотделе Западного фронта, активно выступая на страницах печати, силою художественного слова боролся с врагом. Литературная деятельность Т. Гартного в это время в значительной мере была сродни творчеству Д. Бедного. Гартный выступает как пламенный публицист, широхо пользуется испытанным оружием ватиры, передает революционный пафос народных масс, показывает величие социальных перемен.

Но произведения белорусского писателя, созданные на злобу дня, ло горячим следам событий, грешили зачастую несовершенством поэтической формы, их отличала условная плакатность. Во всем этом чувствовалось влияние творческой практики пролеткультовских поэтов и теоретиков. Эти недостатки особенно видны в сборнике «Песни труда и борьбы» (1922). В новой книге стихов «Торжество» (1925. второе дополненное издание— 1928) ужеотчетливо наметилась тенденция постепенного перехода от абстрактно-романтического к конкретно-реальному восприятию действительности. Но полностью отказаться от односторонней иллюстративности и схематизма в поэтическом изображении нового человека Т. Гартному не удалось.

Не оставляя работы над стихами, писатель все чаше обращался к прозе, а во второй половине 20-х годов она заняла основное место в его творчестве.

Сборники-рассказов Гартного «Щепкина волнах», «Берёзы на шляху», роман «Соки целины» явились не только - идейно-художественным достижением писателя, но и значительной вехой в истории белорусской прозы.

Первые рассказы Гартного появились еще в дореволюционное. время в газете «Наша нива» («На восходе солнца», «Думки», «Вечерком» и др.). Это были лирические зарисовки, близкие по жанру к стихотворениям в прозе.

Большинство рассказов Т. Гартного, помещенных в 1918 гаду в Газете «Дзянница» и альманахе «Зажынки» («Бездельник», «Гулящая», «Пасхальная коробка» и др.), написаны ещё в дооктябрьский период. Писатель рисует в них полный драматизма и социальных конфликтов крестьянский быт. Часто герои этих ранних бытовых новелл — люди труда, вступающие в борьбу с жестокой действительностью, — трагически гибнут («Бездельник», «Месть»  др.).

Писатель не ограничивается в своем творчестве крестьянской тематикой; одним из первых в белорусской прозе Тишка Гартный создает образы представителей рабочего класса. Особенно интересен его рассказ «Штрейкбрехер» (1918), в котором раскрывается сложный и противоречивый процесс пробуждения у рабочего Ануфрня человеческого достоинства и солидарности с бастующими.

Перу Гартного принадлежат также первые в белорусской литературе попытки художественного изображения революционных событий, создания образа нового человека, коммуниста («За свободу», 1918; «Заблаговременно», 1920). Творчество белорусского писателя периода гражданской войны свидетельствует о его настойчивых поисках героя. В центре внимании писателя стала проблема формирования характера нового человека — рядового революционной битвы, великого преобразователя общества.


1 2 3 4 5 6