1 2 3 4 5 6

Так,  в рассказе «Красноармеец Панкел Липа» (1920)—произведении очень цельном и глубоком по замыслу — Гартный раскрывает суровую правду жизни, он ведет своего героя дорогами тяжелых страданий. Панкел Липа был на фронтах империалистической и гражданской войн, немало повидал, многому научился, однако его политическое сознание ещё окончательно не сложилось. Путаницу мыслей красноармейца, его печаль по семье хитро использовал проходимец Пров, который подбивает Липу дезертировать из Красной Армии. Липа сначала поверил врагу, оставил полк, но в критическую минуту понял свою ошибку и поднял тревогу. При этом красноармеец погиб: Пров и его подручные убили Липу. Поставив .героя в остро драматическую ситуацию, писатель показывает сложные пути становления характера человека.

В рассказах Тишки Гартного, появившихся в J91S—1923 годах и вошедших затем в сборник «Щепки на волнах» 0924), весомо я зрнмо ощущается революционное действие. Герои его произведений периода гражданской войны —это воины Красной Армии, бывшие фронтовики, вернувшиеся к родным пепелищам, низовые советские работники, рабочие, посланные партией в деревню развертывать хозяйственное строительство.

В рассказе «На руинах» (1923) писатель рисует разбуженную революцией деревню, когда наиболее сознательные сыны ее взялись за оружие, чтобы отстоять завоевания Октября. Автор повествует о трагических событиях в семье братьев Гребней". Через все произведение он прослеживает главную черту характера Нестера Гребня — его великую любовь к родному краю, пронесенную сквозь невзгоды фронтовой жизни. В рассказе много ярких картин опустошенной белорусской земли. Война наложила свою печать не только на людей, но и на природу: «дубравы и кустарники вырублены, лишь изредка стоят одинокие дубки да березки. Кажется даже, что исчезли я многие деревни, а те, что остались, притаились, прижались к земле, словно старались быть незаметнее».

Т. Гартный создает образы сельских активистов. Человеком иесгябаемоВ воли является бесконечно преданный делу партии Платон Гичка («Больше всех», 1923). Захваченный поступью новой жизни, он все силы, всю энергию отдает работе в ревкоме. У него одна цель в жизни — борьба с врагами советской власти. Во имя революции он отназался от лнчного счастья.

Настоящей идейно-художественной удачей в сборнике «Щепки иа волнах» явился одноименный рассказ, созданный автором в 1923 году. Писатель раскрывает яркую и правдивую страницу нз жизни местечковой интеллигенции в первые послевоенные годы мирного строительства. Это был период ломки старых взглядов и представлений, время становления новых убеждений, классового размежевания интеллигенции. В рассказе отлично передан колорит времени: частые митинги н собрания в холодных н прокуренных комнатах* острые дискуссии и споры в узком кругу друзей.

Бывший учитель Сидор Броварка еще в дореволюционное время «вышел в.люди». О прошлом у него остались розовые воспоминания: «...прогулки с поповнами н дочками станового пристава, визиты, балы, вечеринки. Промелькнули пылкие мечты, желания и надежды. Все это недавнее прошлое представлялось ему каким-то раем». Революция разрушила этот мещанский «рай», и пан учитель потерял былое благосостояние, равновесие н поной. Все это сделало его ярым врагом советской власти, он не может понять энтузиазма народных масс. В поясках друзей и единомышленников прнехал Сндор в свое родное местечко, здесь он надеялся укрыться от митингов я демонстраций. Но ошибся: советская власть пришла и в Вщкуры. Его бывший друг Андрей Капель в грязной комнате с разбитыми окнами н рваными обоями с увлечением занимается вопросами народного образования. Даже обыкновенная вечеринка, на которую Сндор пришел в надежде отвести душу, обернулась дискуссией о роля интеллигенции в общественной жизни.


1 2 3 4 5 6