1 2 3 4 5 6

Т. Гартный находит яркие сатирические штрихи, чтобы убедительно показать: Броварка — это ничтожный трус и эгоист, щепка, которую закрутило на бурных волнах революционных преобразований. Устами учителя Андрея, с головой окунувшегося в новую жизнь, писатель выносит приговор всем Броваркам: «Сидор остался таким же, каким восемь дет назад пел на клиросе «Спаси господи», а у станового «Боже царя храни». Мелодии этих гнусных песен до сих пор звучат в его ушах... Он, по-видимому, думал, что они эвучат и над Викурами. Мы покончили с этим. У нас звенят теперь новые песня».

Проблематика произведений Т. Гартного периода гражданской войны была подсказана реальной действительностью, и при всех их художественных недостатках, связанных с процессом роста молодой советской литературы, лучшие рассказы нз сборника «Щепки на волнах» явились значительным шагом к утверждению в белорусской прозе образа нового человека.

Вторая книга рассказов Тишки Гартного «Березы на шляху» (1927) знаменовала собой дальнейшее проникновение писателя во внутренний мвр советского человека и свидетельствовала о росте его художественного мастерства. Вместо схематичных образов ранних произведений, где человек часто наделялся лишь общими социальными чертами, здесь коммунисты рисуются в богатстве и многообразии чувств, со своими неповторимыми индивидуальными характерами.

Начальннх районной милиции Астап (рассказ «Березы на шляху», 1925) уже не похож на прямолинейный образ сельского активиста Платона («Больше всех»). Это тоже человек, преданный партии и своему долгу, он самоотверженно выполняет тяжелую и хлопотливую службу, но писатель показал красоту и богатство духовного облика строителя советской власти, его гуманизм, воспитательную роль в новом обществе.

В районе неспокойно, на каждом шагу начальника милиции подстерегает пуля бандитов, но он полон светлых дум о том, чтобы хорошо счастливо жил простой человек. И это не грезы романтика (правде, романтические черты есть в образе Астапа), а реальные планы. Когда Астаи едет по ухабистой, раскисшей от грязи дороге я видит поредевшую вллею, он думает не об опасности, которая подкарауливает его, а мечтает заняться созидательным трудом; Вот придем немножко в себя, на месте проселков проведем шоссе, насадим вдоль них молодые деревья». Писатель подметил существенно новые черты характера советского руководителя: его внимательное отношение к человеку, желание внушить чувство ответственности за свои поступки, воспитать активное отношение к жизни, Как ни дорога Астапу аллея, он не наказывает крестьян, срубивших деревья, а так ведет следствие, что они сами осознают свой проступок и обещают весной высадить вдоль дороги молодые березы.

Темы формирования характера советского рабочего, его активного вмешательства в жизнь, непримиримости к бесхозяйственности, творческой инициативы подняты в рассказе «Хозяин» (1928). В рассказе «Неприятный случай» (1931) раскрыта воспитательная роль заводского коллектива, создан интересный образ рабочего-ударника. В этот период Т. Гартный пишет рассказы и серию очерков о трудовых буднях минского завода «Коммунар», собранные в книгах «Говор зарниц» и «Наступление на торны». Тогда же у него рождается замысел написать роман из жизни рабочего класса, который, к сожалению, писателю не удалось осуществить.

Наряду с очерками и рассказами из жизни рабочего класса Т. Гартный в начале 30-х годов написал несколько произведений, посвященных строительству новой деревни, коллективизации (повесть «Зеленый шум», роман «Перегуды»),

Следует, также отметить тот факт, что Т. Гартный одним из первых в белорусской литературе выступил с рассказами на антифашистскую тему, показал революционную борьбу рабочего класса и. интеллигенции Германии («Смерть Германа Вассермана», 1930, «Цветы в помоях» 1932 и др.).

Совершенно иной сфере, человеческой жизнедеятельности посвящен рассказ «Крутой поворот» (193!). С большой эмоциональной силой изобразил писатель судьбу талантливого борца-самородка в дореволюционной России, когда спорт, искусство были доходными отраслями для темных дельцов-антрепренеров, а цирковая арена являлась землей обетованной для проходимцев и жуликов. Бессовестно обманывалась публика, калечились души рядовых тружеников искусства, поощрялись самые низкие человеческие инстинкты. Понятен ужас, который испытывает Антось Точила даже при воспоминаниях о своей карьере циркового борца. Он считает огромным счастьем для себя обретенную в условиях новой жизни возможность навсегда порвать спрошлым. Писатель мастерски показывает . ограниченность сознания человека, искалеченного восьмнлетней практикой циркача, его душевную раздвоенность, когда любовь к красоте человеческого тела, к силе и ловкости, уважение к сложному мастерству спортсмена перемежаются с неистребимым отвращением к тем условиям, в которые был поставлен спорт в мире наживы.


1 2 3 4 5 6